|||
Логотип ОССО
Ассоциация СРО
"Объединение строителей Саратовской области"
ул. Комсомольская, 46/1
+7(8452) 39-88-70
info@sro-osso.ru

О методической помощи саморегулируемой организации

ПОЗИЦИЯ

Ассоциации «Национальное объединение строителей» по отдельным вопросам законодательного регулирования в области строительства и саморегулирования



Вопрос 1. Входит ли в полномочия СРО контроль за соблюдением своими членами требований законодательства, регулирующего отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территорий о градостроительной деятельности, по эксплуатации зданий, сооружений ввиду того, что данные отношения входят в понятие градостроительной деятельности.

Частью 2 статьи 55.13 ГрК РФ в рамках контроля саморегулируемой организации за деятельностью своих членов осуществляется в том числе контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации требований законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Согласно частям 1, 3 статьи 3 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности состоит из ГрК РФ, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Кроме того, по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.

Законодательство о градостроительной деятельности регулирует градостроительные отношения, под которыми понимаются отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий, сооружений.

Таким образом, контроль СРО за деятельностью своих членов, по смыслу приведенных положений ГрК РФ может включать в себя проверку соблюдения членами СРО различных требований, если они установлены законодательством о градостроительной деятельности и соблюдение таких требований непосредственно связано с деятельностью члена СРО.

Необходимо отметить, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в силу ГрК РФ не являются непосредственными участниками некоторых видов градостроительных отношений, например, таких как территориальное планирование и градостроительное зонирование, поскольку подготовка и утверждение документов территориального планирования, правил землепользования и застройки осуществляется уполномоченными органами государственной власти, органами местного самоуправления. Планировка территории также является деятельностью, осуществляемой органами государственной власти (органами местного самоуправления). Индивидуальные предприниматели и юридические лица вправе самостоятельно (без участия уполномоченных органов) принять решение о подготовке документации по планировке территории в случаях, определенных частью 11 статьи 45 ГрК РФ. Тем не менее согласно статье 45 ГрК РФ утверждение документации по планировке территории осуществляется именно уполномоченными органами. Документация по планировке территории, подготовленная с нарушением требований к ее составлению, отклоняется органами, уполномоченными на ее утверждение.

Статья 45. Подготовка и утверждение документации по планировке территории, порядок внесения в нее изменений и ее отмены

1.1. Решения о подготовке документации по планировке территории принимаются самостоятельно:

1) лицами, с которыми заключены договоры о комплексном развитии территории;

3) правообладателями существующих линейных объектов, подлежащих реконструкции, в случае подготовки документации по планировке территории в целях их реконструкции

4) субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса в случае подготовки документации по планировке территории для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения

5) садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом в отношении земельного участка, предоставленного такому товариществу для ведения садоводства или огородничества.

С учетом изложенного, по мнению Ассоциации, СРО не осуществляется контроль за соблюдением требований к осуществлению процессов территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, поскольку данные виды деятельности осуществляются
уполномоченными органами, а не членами СРО.

Вопрос 2. Входит ли в полномочия СРО контроль за соблюдением своими членами требований водного, лесного, земельного законодательства, законодательства об охране окружающей среды и иного, которое также регулирует градостроительные отношения.

Контроль за соблюдением членами СРО требований водного, лесного, земельного законодательства, законодательства об охране окружающей среды прямо не указан в части 2 статьи 55.13 ГрК РФ, определяющей предмет контроля СРО за деятельностью своих членов. В данной части прямо указано лишь на осуществление СРО контроля требований законодательства о градостроительной деятельности, о техническом регулировании.
Вместе с тем согласно статье 2 ГрК РФ принципами законодательства о градостроительной деятельности являются, в частности, принципы:

- обеспечения сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности;

- осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Кроме того, положениями ГрК РФ, регулирующими отношения по осуществлению строительства, устанавливается обязательность соблюдения лицом, осуществляющим строительство, требований к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленных на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, обязательность строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов, необходимость обеспечения безопасности работ для окружающей среды (часть 6 статьи 52 ГрК РФ). Соответствующие требования могут устанавливаться специальным законодательством, в том числе водным, лесным, земельным, законодательством об охране окружающей среды.

Таким образом, необходимость соблюдения при осуществлении строительства требований специального законодательства (водного, лесного, земельного, об охране окружающей среды и др.) непосредственно вытекает из требований законодательства о градостроительной деятельности.

В связи с этим, по мнению Ассоциации, в предмет контроля СРО может входить контроль за соблюдением членами СРО требований водного, лесного, земельного законодательства, законодательства об охране окружающей среды в случае, если необходимость соблюдения требований указанного законодательства непосредственно предусмотрена положениями законодательства о градостроительной деятельности в качестве требования к осуществлению градостроительной деятельности.

Вопрос 3. Контролирует ли СРО исполнение своими членами договоров строительного подряда, заключенных с использованием конкурентных способов заключения договоров, с региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждым их таких договоров не превышает 3 млн рублей, так как в силу ч.3 ст.182 ЖК РФ требование о членстве СРО в области строительства при выполнении капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома необходимо вне зависимости от ограничения цены договора.

Согласно ч.3 статьи 182 ЖК РФ, к осуществлению капитального ремонта объектов капитального строительства региональный оператор обязан привлечь ИП или юридическое лицо, являющихся членами СРО.

При этом, часть 2 статьи 52 ГрК РФ делает исключение для ИП или юридических лиц, не являющихся членами СРО в части выполнения работ по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.

Таким образом, толкуя в совокупности эти нормы, можно сделать вывод о том, что для заключения договора с региональным оператором на осуществление капитального ремонта требуется членство СРО вне зависимости от цены такого договора, несмотря на исключение, предусмотренное ГрК РФ.

Поскольку членство СРО обязательно исходя из ЖК РФ, СРО обязано контролировать своих членов в части договоров, заключенных на основании ПП615, в части и исполнения обязательств, и уровня ответственности (фактического совокупного размера обязательств) по КФ ОДО.

Вопрос 4. Нарушение каких именно требований включает в себя понятие «нарушения требований к обеспечению безопасности эксплуатации здания, сооружения» в рамках ст. 60 ГрК РФ.

4.1 Все обязательные требования к обеспечению безопасности эксплуатации здания, сооружения установлены Федеральным законом "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" от 30.12.2009 №384-ФЗ, а также постановлением Правительства Российской Федерации от 04.06.2020 № 985 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Взамен постановления Правительства от 04.06.2020 № 985 с 01.09.2021 вступит в силу постановление Правительства Российской Федерации от 28.05.2021 N 815 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 4 июля 2020 г. N 985".

4.2 Среди случаев, при которых наступает ответственность по ст. 60 ГрК РФ, присутствует термин «нарушения требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения».

К таким нарушениям относятся нарушения раздела проектной документации «Требования к безопасной эксплуатации объекта капитального строительства», в том числе в соответствии с "СП 255.1325800.2016. Свод правил. Здания и сооружения. Правила эксплуатации. Основные положения" (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 24.08.2016 N 590/пр), а также соответствующих положений ГрК РФ в части проектирования.

То есть, к таким нарушениям относятся нарушения проектной документации при осуществлении строительных работ. В качестве примера можно привести нарушения требований пожарной безопасности или нарушение технических требований по назначению нагрузок, воздействий и их сочетаний.

В рамках реализации механизма «регуляторной гильотины» СП был исключен из перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений". Таким образом, формально документ теперь относится к документам добровольного применения. Вместе с тем ФАУ ФЦС отмечают, что считать данный СП добровольным не нужно.

Отвечая на вопрос, будет ли нести ответственность СРО в случае причинения вреда в результате несоблюдения членом СРО требований СП 255.1325800.2016, ответ будет положительным, так как требования документа должны будут соблюдаться в проектной документации. И в статье 60 ГрК РФ нет уточнения, «обязательные» или «добровольные» требования должны выполняться.

Вопрос 5. Контролирует ли СРО деятельность своих членов в части соблюдения ими градостроительного законодательства:

- при исполнении договоров субподряда;

- при исполнении договоров оказания услуг по осуществлению строительного контроля, так как в силу требований п. 23 ПП 615 подрядная организация при осуществлении строительного контроля должна быть членом СРО в области строительства;

- при осуществлении членом СРО функций застройщика.

Отвечая на этот вопрос, следует обратиться к требованиям к членству СРО и природе членства СРО. Поскольку членство СРО по своей природе является свидетельством наличия специальной правоспособности ЮЛ, ИП, можно сделать вывод о том, что в случае, когда такая специальная правоспособность не требуется, а именно при заключении иных договоров, кроме договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса, обязательства по таким договорам не включаются в фактический совокупный размер обязательств члена СРО, не подлежат контролю со стороны СРО, и СРО не несет солидарную ответственность по ст. 60 ГрК РФ и субсидиарную ответственность по ст. 60.1 ГрК РФ. В данном случае под иными договорами подразумеваются договоры субподряда, договоры на поставку, прямо не связанные с объектами капитального строительства, договоры на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов некапитального строительства.

Таким образом, прямо отвечая на вопрос, поскольку для реализации обязательств по договору субподряда членство СРО не требуется, то СРО не контролирует исполнение таких договоров и не включает такие обязательства в фактический совокупный размер обязательств члена СРО.

При этом, согласно Постановлению Правительства РФ от 1 июля 2016 г. N 615 "О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах", для осуществления строительного контроля юридическое лицо, индивидуальный предприниматель должен быть членом СРО, соответственно, поскольку специальная правоспособность требуется, СРО обязана ее подтвердить и осуществлять контроль за реализацией такой специальной правоспособности.

При этом Если член СРО - застройщик самостоятельно осуществляет строительные работы без привлечения подрядчика, то, поскольку он фактически сам является подрядчиком, ему требуется специальная правоспособность по общему правилу, следовательно, СРО обязана контролировать его деятельность в этой части.

Говоря в общем, в случае, если наличие специальной правоспособности для исполнения обязательств требуется императивно, СРО обязана контролировать исполнение таких обязательств. Единственный случай, когда СРО обязана контролировать исполнение обязательств, который не установлен действующим законодательством, это заключение членом СРО договора ценой менее 3 млн руб, который заключен на основаниях кроме ПП 165, поскольку по ПП 615 такое требование императивно.

Вопрос 6. К какому способу определения поставщика (подрядчика, исполнителя) относится процедура «заключения контракта с единственным
участником» (неконкурентному или конкурентному) в рамках Закона № 44-ФЗ, Закона №» 223-ФЗ, ПП 615, вследствие признания закупки несостоявшейся, в рамках указанных НПА.


Заключение контракта с единственным поставщиком и заключение контракта с единственным поставщиком вследствие признания закупки несостоявшийся являются отличными по своей сути.

Законодательством о закупках (и 44-ФЗ, и 223-ФЗ (а ПП 615 руководствуется положениями 44-ФЗ в этой части)) разделяются конкурентные и неконкурентные способы закупки.

Конкурентные - это те способы, при которых подразумевается выбор между несколькими участниками.

Неконкурентные - это только закупка у единственного поставщика, когда не подразумевается выбор между несколькими лицами.

Следовательно, контракт (договор), заключенный по итогам несостоявшейся процедуры, относится к контрактам, заключенным конкурентным способом, поскольку заказчик подразумевал возможность выбора между несколькими участниками, но в силу обстоятельств такой возможности не представилось.

Иными словами, все способы заключения контракта, договора, на основании 44-ФЗ, 223-ФЗ, являются конкурентными, кроме способа «единственный поставщик» (Ч. 1 ст. 93 № 44-ФЗ) по ограниченному перечню предметов - на строительство, снос, кап.ремонт по сути не распространяется. Только контракты/договоры до 600 тыс.рублей («малая закупка»).

ПП 615 не подразумевает заключение договора на осуществление капитального ремонта МКД с единственным поставщиком, то есть все договоры, заключенные по ПП 615 являются конкурентными, в том числе потому, что для того, чтобы выйти на торги, подрядчики проходят предквалификационный отбор.

Вопрос 7. Подлежит ли контролю СРО деятельность членов СРО по исполнению обязательств по договорам строительного подряда, договорам подряда на осуществление сноса, заключенным с единственным участником закупки, вследствие признания закупки несостоявшейся, в рамках вышеназванных НПА. Возникает ли имущественная ответственность у СРО по обязательствам, возникшим вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения членами СРО договоров, заключенных как с единственным участником закупки.

Исходя из ответа на предыдущий вопрос, то поскольку заключение контракта по результатам несостоявшейся процедуры является конкурентным, то такой контракт подлежит контролю СРО в части исполнения обязательств, и как следствие, СРО несет субсидиарную ответственность по ст. 60.1 ГрК РФ за неисполненные или ненадлежащее исполненные обязательства по такому контракту (договору) своего члена.

Вопрос 8. Учитываются ли обязательства по договорам, заключенным с единственным участников, при определении фактического совокупного размера обязательств члена СРО по договорам строительного подряда, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров.

Исходя из ответов на вопрос 6,7, что поскольку единственный участник - это не изначальная форма проведения закупки, а итог проведения конкурентной закупки, то такой договор подлежит включению в фактический совокупный размер обязательств члена СРО по КФ ОДО в соответствии с ГрК РФ.

Вопрос 9. Каков предмет проверки, проводимой СРО по обращениям РТН, ГСН, содержащим сведения о совершенном членом такой СРО нарушений технических регламентов, проектной документации при выполнении работ по строительству, реконструкции, кап.ремонту, сносу ОКС.
Согласно части 1 статьи 55.13 ГрК РФ саморегулируемая организация осуществляет контроль за деятельностью своих членов в соответствии с Федеральным законом от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых

организациях» (далее - Федеральный закон № 315-ФЗ).

Частями 4 и 5 статьи 9 Федерального закона № 315-ФЗ установлено, что основанием для проведения саморегулируемой организацией внеплановой проверки члена саморегулируемой организации может являться направленная в саморегулируемую организацию жалоба на нарушение членом саморегулируемой организации требований стандартов и правил саморегулируемой организации. Саморегулируемой организацией могут быть предусмотрены иные основания для проведения внеплановой проверки.

В ходе проведения внеплановой проверки исследованию подлежат только факты, указанные в жалобе, или факты, подлежащие проверке, назначенной по иным основаниям (часть 6 статьи 9 Федерального закона № 315-ФЗ).

Таким образом, предмет внеплановой проверки члена СРО, в том числе назначенной в связи с поступлением обращения органов государственного контроля (надзора), определяется СРО в каждом конкретном случае в решении о проведении внеплановой проверки, принятом порядке, установленном внутренними документами СРО.
Предметом контроля в соответствии с настоящим Положением является проверка соблюдения и исполнения членами саморегулируемой организации:

■ требований стандартов и внутренних документов саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации;

■ требований законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности и о техническом регулировании;

■ требований, установленных в стандартах на процессы выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, утвержденных Национальным объединением саморегулируемых организаций в области строительства;

■ обязательств по договорам строительного подряда, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров;

■ соответствия фактического совокупного размера обязательств по договорам строительного подряда, заключенным членом саморегулируемой организации с использованием конкурентных способов заключения договоров, предельному размеру обязательств, исходя из которого таким членом саморегулируемой организации был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств;

■ вынесенного предписания об устранении ранее выявленных нарушений.




Дата создания страницы: 2021-08-17 15:43:21