|||
Логотип ОССО
Ассоциация СРО
"Объединение строителей Саратовской области"
ул. Комсомольская, 46/1
+7(8452) 39-88-70
info@sro-osso.ru

Антон Мороз: Чтобы реализовать на местах нацпроект «Жилье и городская среда», нужно полностью изменить в стране систему территориального планирования

Антон Мороз, вице-президент СПб ТПП, член Советов НОСТРОЙ, НОПРИЗ, Член Рабочей группы Высшего совета Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» «Устойчивое развитие»

1. Что необходимо для успешной реализации нацпроекта «Жильё и городская среда» в регионах России, учитывая уникальность и потенциал каждого субъекта РФ?

На мой взгляд, для того, чтобы нацпроект «Жильё и городская среда» был реализован в каждом субъекте РФ, необходимо полностью изменить систему территориального планирования и создания ДТП в нашей стране, поскольку действующие ДТП, к сожалению, не отражают реальную ситуацию и абсолютно не соответствуют фактическому положению дел. Первое, что необходимо сделать - это перепоручить контроль за созданием новых документов терпланирования Министерству строительства и ЖКХ РФ, а разработку самих документов - профильным организациям, имеющим опыт и возможность их создавать. Под возможностью я понимаю наличие в штате специалистов с опытом работы в создании таких документов - уникальных, содержащих технико-экономическое обоснование, с чёткой привязкой к возможностям в развитии экономических кластеров каждого региона. Данная деятельность должна регулироваться государством или уполномоченными общественными объединениями. Следующий вопрос, который первоначально нужно рассматривать в рамках реализации нацпроекта – это обеспеченность каждого субъекта «земельным банком», позволяющим чётко и аргументированно увеличивать объём жилищного строительства. Что я подразумеваю под «земельным банком»? Это действующие земли, подготовленные и приспособленные для строительства, которые обеспечены инфраструктурой, в первую очередь, энергетической (теплоснабжение, водоснабжение, энергоснабжение). Также это земли, ввод в оборот которых запланирован минимум на весь срок осуществления национального проекта, которые будут такой инфраструктурой обеспечены. В это необходимо вкладывать деньги региона и инвесторов на начальном этапе осуществления национальных проектов. Существует и должна быть программа территориального развития каждого субъекта РФ, которая содержит определённую информацию о «земельном банке» на долгосрочный промежуток времени. Это те земли, которые могут быть введены в обращение для жилищного строительства, к ним должны предъявляться определённые требования. Нет смысла строить жильё там, где оно не будет обеспечено дорожной, энергетической инфраструктурой, где оно будет построено в отрыве от создания экономических зон развития. В первую очередь, каждый субъект РФ должен сформировать определённую карту территориального развития своего региона и синхронизировать её с картами развития регионов со стороны государственных монополий по предоставлению энергоресурсов (газораспределительных, электрораспределительных сетей, водоснабжения), а также с картой развития дорожного хозяйства (федеральные, региональные дороги). Все три направления развития, особенно с учётом того, что на данный момент в них вкладываются огромные деньги через другие нацпроекты, должны быть чётко увязаны между собой. Тогда мы будем понимать, в каком объёме и в каком месте будут появляться обеспеченные инфраструктурой и пригодные для строительства земли. Во-первых, можно будет переводить неиспользуемые сельхоз и иные земли в разряд приспособленных и обеспеченных всеми необходимыми услугами для дальнейшего развития. Во-вторых, эти районы должны быть привязаны к увеличению рабочих мест, а также плотно увязаны с развитием специализированной и экономически выгодной для данного субъекта в зависимости от различных факторов (природных ресурсов, существующих промышленных, производственных предприятий и т.д.) отрасли. И последнее: должна быть чёткая программа и понимание того, какое жилищное строительство необходимо в том или ином регионе развивать: индивидуальное жилищное строительство, деревянное, индустриальное домостроение, арендное жильё, зоны строительства апартаментов, связанных с сезонной работой и т.д. Это должна быть понятная система распределения и определения вида строительства, удобного для максимальной эффективности в представленном субъекте.

2. Какие существуют препятствия при реализации этого проекта?

В первую очередь, это желание региональных и, возможно, где-то федеральных чиновников выдавать желаемые и зачастую «накрученные» показатели за действительность. Это сильно влияет на видение реальной картины в регионе и не позволяет принять правильные управленческие решения. К сожалению, мы уже сталкивались с тем, что во многих субъектах РФ «натягивали» количество квадратных метров за счёт всех возможных действующих на его территории программ, начиная от дачной амнистии и заканчивая неверным статистическим учётом и махинациями с регистрированием объектов жилищного строительства, которые не имеют никакого отношения к новому жилищному строительству и его развитию. Это нужно прекратить. Второе – необходимо чётко определить систему учёта квадратных метров, которые мы в дальнейшем будем производить в каждом регионе. Её составляющие складываются из ИЖС, арендного, социального, ветхого жилья, апартаментов (если мы приводим их к какому-то законодательному обеспечению) и т.д. Эти цифры должны быть чётко понятны, без наличия возможности их искусственного завышения. Важно видеть реальную картину положения дел, а не ту, которую «рисует» для отчётности чиновник с целью получить какие-либо преференции или, наоборот, избежать наказания. Третье – недостаток обеспеченных инфраструктурой территорий. Мне кажется, решение этой проблемы должно стать основной задачей на первые полтора-два года развития нацпроекта «Жильё и городская среда». Следующее – вопрос деурбанизации России. Должна быть государственная программа, согласованная с каждым субъектом по равномерному расселению граждан по территории страны и система развития субъектов под это расселение, иначе люди просто не уедут из Москвы и городов-миллионников, которые не «резиновые». Без этого, за счёт одной Москвы, Санкт-Петербурга, городов-миллионников и ближайших к ним областей, мы не решим задачу. И последнее – грамотная система территориального планирования, которая должна перейти, как я уже говорил, от Минэкономразвития России к Минстрою России. Эта система должна быть в максимально короткие сроки обеспечена профессиональной кадровой и технической подготовкой, а также обоснованным вложением государственных и частных денежных средств для развития территорий жилищного и промышленного строительства.

3. Какова готовность строительного комплекса при реализации данного проекта?

На мой взгляд, у строительного комплекса есть потенциал и все возможности для развития данного проекта. Нам необходимо поставить чёткую задачу как для компаний, занимающихся индустриальным, так и индивидуальным жилищным строительством, а также обеспечить их понятной системой планирования и применением имеющихся у них возможностей. На ближайшую пятилетку со стороны Министерства промышленности и торговли РФ необходимо проработать вопрос обеспечения механизмами и государственным заказом, для того, чтобы не столкнуться с проблемой механизации строительства. Немаловажен и кадровый потенциал нашей страны. Помимо земельного фонда и технической оснащённости необходимо направить усилия и вкладывать денежные средства в программы создания необходимого кадрового ресурса в каждом субъекте РФ. В первую очередь, это касается рабочих специализаций. Мы нуждаемся в собственном профессиональном кадровом составе, который в дальнейшем будет заниматься масштабными жилищными и промышленными стройками на территории страны. Для этого необходимо развивать профессионально-техническое образование с привязкой к каждой территории, а также формировать профессиональные программы и заказ в адрес учебных заведений для создания кадрового потенциала инженерно-технических специализаций с целью реализации данного проекта.

4. С какой целью проводится опрос по реализации нацпроектов на местах, организованный Рабочей группой «Устойчивое развитие», в которой Вы возглавляете одну из секций?

В начале этого года на заседании Бюро Высшего совета Партии «Единая Россия» было принято решение создать Рабочую группу «Устойчивое развитие», в состав которой вошли 30 экспертов по различным направлениям деятельности. О создании группы заявил Председатель Высшего совета Партии Борис Грызлов. Целью создания является подготовка предложений со стороны общественных групп, вне зависимости от их партийной принадлежности, по улучшению работы при исполнении нацпроектов, подготовки предложений по улучшению их эффективности и внесению дополнений в целевые показатели учёта эффективности исполнения нацпроектов по всем направлениям деятельности. В данные группы вошли эксперты, представляющие как Совет Федерации ФС РФ, Госдуму РФ и Правительство РФ, так и представители крупнейших общественных объединений.

В марте этого года, после встречи Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева с Борисом Грызловым, было принято решение создать секции Рабочей группы «Устойчивое развитие» для осуществления независимого общественного контроля за реализацией нацпроектов силами общественных организаций и объединений за счёт учёта информации и мнений профессионалов, которые эти структуры объединяют на территории субъектов РФ. В том числе, с точки зрения эффективности работы федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также обеспечения необходимых законодательных актов для их реализации. Задача этих групп – силами профессионалов получить объективную, отличную от мнений региональной исполнительной и законодательной органов власти картину реализации нацпроектов в каждом конкретном регионе, понять имеющиеся проблемы при их осуществлении, учесть положительный опыт создания кейсов и практик по их реализации с целью возможного тиражирования на территории иных регионов страны. Кроме того, выявить недостоверную информацию в системе учёта показателей реализации нацпроекта, создать дополнительные индексы учёта в каждом конкретном регионе и обобщить уже существующие положительные и отрицательные практики. Данная информация обобщается и готовится как системная, полученная от имени профессионалов рынка строительных услуг и услуг жилищно-коммунального хозяйства. Она должна объективно оценивать развитие и исполнение нацпроектов на местах, работу исполнительной и законодательной власти в каждом субъекте страны, а также быть одним из инструментов, помогающим строительным компаниям и застройщикам в реализации данных проектов.

5. Что он даст в результате? Какую пользу принесёт?

В первую очередь, по результатам опроса формируется доклад Председателю Высшего совета Партии Борису Грызлову, а после этого, сроком до 15 мая - доклад руководителя Рабочей группы «Устойчивое развитие» Олега Бударгина и руководителей профильных секций в адрес Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева. Это независимый доклад экспертов, представителей общественных организаций, работающих на исполнение данного нацпроекта в регионах. Он будет содержать реальную оценку реализации нацпроекта в каждом субъекте РФ, перечень предложений по этой реализации как в привязке к каждому отдельному региону, так и на федеральном уровне. Также в нем будут описаны проблемы, с которыми сталкиваются компании строителей и застройщиков в каждом конкретном субъекте, представлены необходимые управленческие решения для губернаторов и региональной исполнительной власти для содействия при реализации нацпроекта с возможностью передачи лучших практик по всем направлениям, начиная от производственной деятельности, заканчивая функциями территориального планирования в Правительстве РФ и созданием на их базе положительных практик системы их развития на территории субъектов, где они могут быть дополнительно применены.

Мы сможем оказывать содействие Минстрою России в создании необходимых нормативных документов, помогать субъекту и региональной власти доносить независимую оценку ситуации у себя на месте, получать управленческие решения от федерального центра за счёт взаимодействия с общественными организациями. И самое главное - мнения профессионалов по проблемам и положительным аспектам реализации нацпроекта в регионах будут услышаны Председателем Правительства РФ и использованы в дальнейшем планировании действий Правительства РФ для реализации национальных проектов.

Публикация на портале ЕРЗ: https://erzrf.ru/news/anton-moroz-chtoby-realizovat-na-mestah-nacproekt-zhile-i-gorodskaya-sreda-nuzhno-polnostyu-izmenit-v-strane-sistemu-territorialnogo-planirovaniya

Дата создания страницы: 2019-05-21 12:22:18