Изменения в законодательство участники XVI Всероссийского Съезда строительных СРО одобрили единогласно?
26 ноября состоялся XVI Всероссийского Съезда строительных саморегулируемых организаций, на котором была принята резолюция отражающая ряд немаловажных поправок в законодательство.
«Предложения по внесению поправок в законодательство вносились самими саморегулируемыми организациями через координаторов, а также обсуждались профессиональным сообществом на окружных конференциях. Это дало возможность сформировать единую позицию участников нацобъединения. В итоге, проект резолюции содержит только те предложения, которые были поддержаны единогласно», — отметил вице-президент НОСТРОЙ Антон Глушков, представивший проект резолюции XVI Всероссийского Съезда строительных саморегулируемых организаций
Рассмотрение отдельных аспектов, которые по тем или иным причинам не отразились в документе на данном этапе, национальное объединение продолжит, в частности, при тесном взаимодействии с Минстроем России. Среди таких вопросов: формирование НРС в области строительства; повышение информационной открытости саморегулируемых организаций; контроль за деятельностью членов СРО; дополнительные полномочия саморегулируемых организаций по запросу сведений у членов СРО, государственных и муниципальных органов; требования к техническому заказчику при проведении строительного контроля; деятельность СРО и их членов в сфере охраны труда и т. д.
В резолюции отразились проблемы, которые остались нерешёнными в рамках Федерального закона № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Итоговый документ содержит 4 части по совершенствованию законодательства.
Первая — касается членства в саморегулируемой организации и деятельности СРО. Во-первых, дела членов профобъединения подлежат постоянному хранению в саморегулируемой организации. В случае утраты ею статуса саморегулятора, указанные дела должны быть переданы в соответствующее национальное объединение. Законопроектом, подготовленным Минстроем России, остался не урегулирован вопрос, связанный со сроками хранения этих документов. Предлагается установить его продолжительностью 7 лет с даты прекращения членства в саморегулируемой организации.
Во-вторых, согласно указанному законопроекту, подготовленному Минстроем России с учётом ранее направленных предложений ассоциации, годичный запрет на вступление в новую СРО должен применяться только в тех случаях, когда член саморегулируемой организации нарушил требования законодательства РФ о градостроительной деятельности, техническом регулировании, а также требования, установленные в стандартах на процессы выполнения работ, утверждённых соответствующим нацобъединением. НОСТРОЙ предлагает дополнить перечень «виновных» оснований и запретить вступление в новую СРО в течение полугода в случае добровольного выхода участника саморегулируемой организации в период проверки, рассмотрения в СРО вопроса о применении меры дисциплинарного воздействия или жалобы в отношении данного участника.
Вторая часть резолюции посвящена теме компенсационных фондов СРО. Практика показывает, что между первым и вторым уровнем ответственности по каждому из компенсационных фондов саморегулируемой организации существует большой разрыв: 60 млн рублей и 500 млн рублей. Предлагается внести промежуточные уровни ответственности для компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств между существующими 1 и 2 уровнем ответственности. В частности, для КФ ВВ предлагается установить взнос 250 тыс. рублей в случае, если член объединения планирует осуществлять строительство, стоимость которого по одному договору не превышает 200 млн рублей. Для КФ ОДО — 1 млн рублей в случае, если предельный размер обязательств по договору подряда не превышает 200 млн рублей. Данные меры позволят снизить нагрузку на членов СРО — полагают в НОСТРОЙ.
Третья часть резолюции рассматривает распоряжение компенсационными фондами саморегулируемых организаций, исключённых из государственного реестра. При рассмотрении судебных споров о взыскании членами средств компенсационных фондов исключенных СРО, арбитражные суды используют положения Градостроительного кодекса для признания НОСТРОЙ правопреемником исключённых саморегуляторов и обязывают нацобъединение перечислять не поступившие в её распоряжение взносы компенсационных фондов исключённых СРО.
Помимо этого, отметил Антон Глушков, судами проводится неправомерная замена неликвидированных и действующих некоммерческих организаций, имевших ранее статус СРО, и в отношении которых уже были вынесены решения о перечислении ранее внесённых взносов своих членов, на НОСТРОЙ с перспективой взыскания с ассоциации не только поступивших в распоряжение средств компенсационных фондов, но и всех расходов, вызванных судебными процессами, а также исполнительным производством.
Чтобы не допустить банкротства нацобъединения из-за негативной судебной практики, сложившейся по причине неправильного толкования судами положений законодательства в области саморегулирования в строительстве, предлагается устранить эти проблемы.
Четвёртая часть документа освещает вопросы технического характера. В частности, предлагается внести изменения в некоторые статьи Градостроительного кодекса и приказ Ростехнадзора № 58 «Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации», дополнив форму выписки из реестра понятием «снос» и «договор подряда на осуществление сноса», а также сведениями о размерах обязательств члена СРО.
Также предлагается актуализировать приказ Ростехнадзора №7 «Об утверждении и введении в действие порядка ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства», а также Свод правил СП 48.13330.2011 «Организация строительства» в части функций специалистов по организации строительства.