НОСТРОЙ реформирует обязательную для исполнения членами СРО программу стандартизации
С 1 июля 2017 года в соответствие с Градостроительным кодексом СТО НОСТРОЙ стали обязательными как для исполнения всеми компаниями -- членами СРО так и для контроля со стороны СРО за деятельностью своих членов.
Однако проблема заключается в том, что по мнению НОСТРОя на сегодняшний момент ни подрядчики, в большинстве своем никогда не видевшие эти стандарты, не готовы к их исполнению, ни СРО -- к проверкам соблюдения строительными организациями этих требований.
-- Я не уверен, -- утверждает исполнительный директор НОСТРОя Виктор Прядеин в комментариях отраслевому журналу «Строительство».
В связи с этим руководство НОСТРОя поставило вопрос о необходимости модернизации программы стандартизации.
В комментариях отраслевому журналу Строительство исполнительны директор НОСТРОя Виктор Прядеин рассказал о том, что предложено три направления модернизации. Первый подход заключается в том, что крупные заказчики, крупные подрядчики и отраслевые объединения в состоянии сами решать, какие стандарты им нужны. И НОСТРОЙ здесь может выступать только как орган, который наделен полномочиями утверждать эти стандарты, организовывать работу по координации их разработки и включению в единую базу. Разумеется, платить за это какие-то большие деньги мы не будем: крупные компании сами в состоянии оплатить разработку этих документов, -- рассказал Виктор Прядеин в комментариях.
Второе направление - это разработчики и производители современных строительных материалов и технологий. Они могут инициировать разработку стандартов на свою продукцию или технологии, обратиться в НОСТРОЙ для того, чтобы этот стандарт был легализован – стал обязательным для строительных СРО, и наша задача здесь состоит в контроле, в том, чтобы не было лоббирования конкретных узкоспециализированных интересов конкретного производителя. Такие стандарты не должны закрывать доступ на рынок другим производителям.
И третье направление – это мелкие и средние подрядчики, которые не имеют своего ярко выраженного лобби и средств для разработки стандартов на процессы производства работ. И вот это уже задача НОСТРОя – взять на себя разработку необходимых документов, это наша, если хотите, общественная функция. Но и здесь мы должны сначала провести анализ, пообщаться со строителями, понять, какие документы им нужны, и затем разрабатывать стандарты. И самое главное – эти документы должны быть востребованы производителями работ на конкретных строительных площадках. Поэтому мы думаем, что такие стандарты должны походить больше не на методическое пособие для обучения в строительном колледже, а на пооперационную инструкцию, которую можно открыть и применить непосредственно при производстве работ.
Для того, чтобы работу НОСТРОя по стандартизации переформатировать, нужно провести серьезный анализ как самой системы, так и того, что сделано. В прошлом году МГСУ по заказу НОСТРОя провел анализ стандартов в рамках ОКВЭД и выявил, на какие виды деятельности распространяются СТО НОСТРОЙ. На основе этого анализа мы отобрали 141 из 236 стандартов, которые решением Совета признали обязательными для строителей. Теперь нам нужно найти строителей, которые нам скажут, как они этими стандартами пользуются, выслушать их мнение и понять, как нам дальше строить свою работу.
Кроме того, мы хотим выяснить, какие стандарты нужно разработать в первую очередь.
… Сейчас мы хотим создать матрицу стандартов и посмотреть, по каким направлениям они есть, а по каким не хватает. Подобную работу в 2011 году сделал для НОСТРОя ЦНИИ Промзданий. Но только в отношении зданий. Кроме того, есть исследование МГСУ по ОКВЭДам. На основе этих двух подходов мы сделаем анализ, выясним, сколько еще стандартов необходимо для работы строителей и, соответственно, какие из них нам нужно разрабатывать. Кроме того, я уверен, что инициатива о разработке СТО должна идти, в том числе, и от небольших подрядных организаций. Так что оценка востребованности уже начинает пересматриваться сейчас.
… Стандарт должен быть пооперационной инструкцией для строителя, он должен быть полезен при производстве работ, учитывать специфику работ и так далее. А если мы даем СРО и строителю неконкретный документ, то как мы можем проверить его исполнение? Никак… Поэтому нужно выделить какую-то часть стандартов, самых актуальных, и начинать с ними работать.
органа управления НОСТРОЙ.
СПРАВОЧНО:
Одной из функций Национальных объединений саморегулируемых организаций является разработка и утверждение стандартов на процессы выполнения работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства (пункт 10 части 8 статьи 55.20 Градостроительного кодекса). Исполнение указанной функции – не право, а обязанность Национальных объединений саморегулируемых организаций.
Согласно статье 55.13 Градостроительного кодекса СРО осуществляет контроль за деятельностью своих членов, в т.ч. на предмет соблюдения ими требований законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности, о техническом регулировании, включая соблюдение членами СРО требований, установленных в стандартах на процессы выполнения работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, утвержденных соответствующим Национальным объединением саморегулируемых организаций (пункт 1 части 2 статьи 55.13 ГК РФ.
Таким образом, осуществление контроля со стороны СРО за деятельностью своих членов в контексте стати 55.13 это также обязанность, а не право.
В соответствии с п. 3 ст. 4 ФЗ «О саморегулируемых организациях», п. 1 статьи 55.5. ГК РФ, ст. 21 ФЗ«О стандартизации в Российской Федерации» стандарты должны:
- соответствовать федеральным законам и принятым в соответствии с ними иным нормативным правовым актам, в том числе техническим регламентам;
- разрабатываться с учетом соответствующих документов национальной системы стандартизации;
- устанавливать дополнительные требования к предпринимательской или профессиональной деятельности определенного вида для осуществления СРО контроля исполнения требований по производству работ в соответствии с выданными СРО допусками.
Таким образом, стандарты СРО и утвержденные НОСТРОЙ стандарты на процессы выполнения работ должны разрабатываться в развитие и в полном соответствии с правилами и общими принципами в отношении безопасности зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), содержащимися в документах федерального уровня (сводах правил и стандартах) используемых для целей оценки соответствия требованиям безопасности в строительстве.
Кроме того, в целях осуществления государственного контроля в соответствии с требованиями статьи 22 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» СРО в области строительства обязаны направлять в Ростехнадзор (часть 2 статьи 20 Федерального закона «О саморегулируемых организациях», пункт 2 Постановления Правительства РФ от 22.11.2012 № 1202 «Об утверждении Положения о государственном надзоре за деятельностью саморегулируемых организаций»)стандарты СРО и внесенные в них изменения в течение семи рабочих дней после их внесения постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации.