Ассоциация СРО ОССО

Строительный рынок на рубеже 2017—2018: в полной неопределенности, но на подъеме

Традиционно в последние недели уходящего года – первые наступившего СМИ изобилуют материалами, посвященными анализу итогов и обзору перспектив. Прошедший 2017 год был богат на революционные изменения в сфере строительства. Поэтому поговорить было о чем. Как образно характеризует нынешнюю ситуацию на рынке координатор НОСТРОЙ по СЗФО Георгий Богачев, стоит жаркий летний день, громадная темная туча на горизонте, а все гадают – пронесет или не пронесет….
Так, портал «БН» в своем аналитическом материале

«Какие законы встряхнули рынок жилья в 2017 году»

пишет
…Непрерывные изменения законодательства привели к тому, что в новый, 2018 год строительный рынок входит в условиях полной неопределенности. Но на подъеме.
Долевая эволюция

Изменения в сфере долевого строительства стали главным событием уходящего года. При этом законодатель менее чем за год представил весь спектр возможных корректировок 214-ФЗ – от усложнения правил игры до полной невозможности их выполнять.
Вспомним и то, что с начала года рынок послушно учился жить по-новому: заработали дополнительные требования к проектным декларациям, усилился контроль надзорных органов, для привлечения денег граждан теперь необходимо проходить через новый «фильтр» – Комитет по строительству стал выдавать заключения о соответствии новым требованиям 214-ФЗ…. При всем том переход на следующий уровень новых правил 214-ФЗ (увеличение уставного капитала и др.) уже потерял актуальность. Сначала застройщиков огорошили введением непомерно жестких норм 218-ФЗ, а затем с самого верха прозвучало решение о полной смене курса – уходе рынка на проектное финансирование.
Дорожная карта реформы на днях наконец оглашена: в переходный период застройщикам дадут возможность выбирать, по какой модели работать. Вариантов немного: с 1 июля 2018 года привлекать средства по ДДУ можно будет либо через эскроу-счета в уполномоченных банках (судя по всему, с льготным кредитованием стройки данным банком), либо с использованием механизма компенсационного фонда – соответственно, при условии соблюдения всех жестких финансовых и организационных ограничений деятельности застройщика в рамках 218-ФЗ.
С 1 июля 2019 года схему эскроу-счетов планируют сделать единственно возможной
И все же определенность не наступила. Главная загадка – сколько в итоге продлится переходный период: два года, три или, может, все пять. Всеобщий скепсис обусловлен сомнениями в том, что банки за короткий срок сумеют фондировать необходимые для застройщиков 5 трлн руб., которыми сейчас рынок обеспечивается за счет долевки.
«В случае полного перехода на проектное финансирование должна быть государственная программа дотирования застройщиков. Такую серьезную нагрузку самим застройщикам не потянуть», – уверена финансовый директор компании «КВС» Надежда Семенович.
Если же государство начнет законодательно устанавливать схему проектного финансирования, это уже будет вмешательством в рыночные отношения. «Как в советские времена – когда главным заказчиком стройки было государство», – в свою очередь говорит заместитель генерального директора компании «ЛенРусСтрой» Максим Жабин. Он предполагает, что в итоге выдача «проектных» денег сконцентрируется в руках пяти госбанков.
И хотя эксперты уже придумали возможные схемы структурирования бизнеса и работы в рамках нового 218-ФЗ, начинать перестройку никто не торопится.
«Многие юридические схемы на практике трудновыполнимы», – уверена руководитель отдела продаж компании «БФА-Девелопмент» Светлана Денисова. По ее мнению, дальнейшую судьбу долевки можно рассматривать только в русле работы с эскроу-счетами.
«Главная проблема по разработке новых моделей работы без долевки – недостаточно входных данных. Сейчас наблюдается полная неопределенность в регулировании рынком – непонятно, куда и каким образом мы идем. Однозначного ответа, что будет дальше, нет – в том числе у властей. И власть тоже можно понять: обманутые дольщики – это сбой в работе системы государства», – говорит директор проектов компании «СПб Реновация» Владимир Ефремов.
В абсолютном большинстве застройщики просто запасаются разрешениями впрок, прикидывают свои возможности в проектном финансировании и ждут дальнейшего развития событий.
Федеральные реформы

Год был богат и на другие крупные федеральные законодательные реформы. Так, в начале года рынок пережил паузу, связанную со вступлением в силу закона о регистрации прав на недвижимость. В единый госреестр недвижимости (ЕГРН) влили базы данных кадастра недвижимости и реестра прав собственности. Объединение таких массивов предсказуемо привело к сбоям в системе. Росреестр работал в ручном режиме, запуск полноценной электронной регистрации хоть и с большим запозданием, но произошел.
Крупная реформа, касающаяся саморегулирования в строительной отрасли, стартовала еще в середине прошлого года и длится до сих пор. Все СРО должны соответствовать новым требованиям и стандартам: по размещению средств компенсационных фондов, по количеству членов, их региональной «прописке» и многим другим параметрам. Последний дедлайн исполнения новых требований 372-ФЗ истек в октябре, и сейчас результаты реформы будет проверять Ростехнадзор. «Самоочищение» отрасли идет не без скандала: в Петербурге одно из профсообществ недавно ликвидировано из-за пропажи нескольких миллиардов рублей из его компенсационного фонда.
Из других важных федеральных законов нужно отметить пакет поправок в Градкодекс: с этого года у города и девелоперов есть новый механизм преобразования «серого пояса».
Проекты КУРТ (комплексного устойчивого развития территории) в условиях дефицита пятен под застройку дают новые возможности освоения нерационально используемых промышленных земель, допускается госизъятие участков в упрощенном порядке и т.п….

Теме законодательных нововведений посвящено и опубликованное «Российской газетой» интервью с президентом Гильдии юристов рынка недвижимости Олег Сухов.
Главные законы 2018 года в сфере недвижимости

В 2018 году вступают в силу важные изменения в законодательстве, регулирующем отношения в сфере недвижимости. О самых главных документах "Российской газете" рассказал президент Гильдии юристов рынка недвижимости Олег Сухов.
Продолжается постепенная отмена дачной амнистии, ужесточаются требования к границам земельных участков. Одним из самых спорных изменений является реформа сферы долевого строительства, которая, по мнению участников рынка, может привести к коллапсу в отрасли.
Запрет на распоряжение участком, границы которого не размежеваны

С 2017 года для кадастрового учета дачных домов стало обязательным предоставление технического плана объекта капительного строительства. Суть этих изменений в том, что дачный дом должен стоять в границах контура строения на плане. Продолжением этого стал запрет, который вступил в силу с 1 января 2018 года - вы больше не сможете распоряжаться земельными участками, сведения о которых отсутствуют в ЕГРН. Для этого участок должен пройти процедуру межевания у кадастрового инженера. Вы не сможете ни продать, ни подарить участок, даже имея на руках свидетельство о собственности. По сути, вы становитесь пользователем, а не собственником объекта.
Изменения внесены на основании Федерального закона от 22.12.2014 № 447-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости". Цель этих изменений - постепенное уточнение границ земельных участков. Сейчас на практике очень много споров в сфере земельных отношений как раз касаются случаев, когда сложно понять, где заканчиваются границы одного участка и начинаются границы другого. Властям это выгодно и для увеличения налогооблагаемой базы, так как количество неузаконенных участков станет намного меньше.
Дачная амнистия станет недоступна

Заканчивается дачная амнистия для ИЖС (индивидуальное жилищное строительство). Об этом говорится в федеральном законе от 30.06.2006 N 93-ФЗ. Главное изменение - для регистрации права на жилищное строение с 1 марта 2018 года потребуется предоставить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Если вы успеете зарегистрировать право до этой даты, то применяться будет упрощенный порядок - так называемая "дачная амнистия".
Это нововведение было вполне ожидаемо, так как сейчас власти держат курс на постепенное прекращение упрощенного порядка регистрации земельных участков и ИЖС, на них расположенных.
Другая часть амнистии касается упрощенного порядка оформления в собственность земельных участков. Этот порядок пока сохраняет свое действие до 2020 года. Изначально дачная амнистия вводилась для того, чтобы сократить огромное количество неучтенных строений и участков и повысить налогооблагаемую базу. По большей части проект свою задачу выполнил, поэтому власти вводят постепенный отказ от упрощенного подхода к оформлению дачной и садовой недвижимости.
участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости"….
Портал Единый реестр застройщиков продолжает публиковать мнения экспертов по поводу нововведений в 214-ФЗ. На этот раз портал представляет мнение Андрея Кирсанова, заместителя гендиректора MR Group (10-е место в ТОП застройщиков Москвы)

Андрей Кирсанов (Клуб инвесторов Москвы): Еще не поздно скорректировать в 214-ФЗ требования, не согласованные друг с другом


Заместитель гендиректора MR Group (10-е место в ТОП застройщиков Москвы), к.ю.н. Андрей КИРСАНОВ уже неоднократно высказывал на страницах портала ЕРЗ свою позицию относительно дальнейших путей финансирования жилищного строительства. Сегодня мы попросили Андрей Романовича, который в Клубе инвесторов Москвы возглавляет комитет по законодательству, осветить ряд юридических аспектов перехода от долевого строительства к проектному финансированию.

— На недавнем заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам Владимир Путин согласился с предложением главы НОЗА Леонида Казинца дать поручение еще раз внимательно проанализировать новые требования к застройщикам, которые вступят в действие с 1 июля 2018 года. В Совете Федерации поддержали застройщиков, пообещав скорректировать поспешно принятый закон, о чем сенатор Степан Киричук принимал активное участие в подготовке поправок в законопроект, ранее направленных в Совет Федерации. Не изменилась ли позиция Ваших коллег за это время?
— Наша позиция не изменилась, но прошло время, и мы по-новому проанализировали изменения законодательства о долевом строительстве. Что-то отошло на второй план, что-то стало еще более очевидным.
— Какие из новых требований к застройщикам сегодня беспокоят их больше всего?
— Если говорить в целом, то больше всего проблем застройщики ожидают от тех норм, которые, как маятник, переведены из одного крайнего положения в другое. Например, закон требует полного отсутствия недоимок по налогам и сборам. Но этого в сложно построенных бизнесах избежать практически невозможно.
Вспоминаю случай, когда у нашей компании налоговая служба обнаружила недоимку по налогам на сумму… 2 коп. — да-да, Вы не ослышались, именно две копейки. Причем недоимка возникла не из-за ошибки бухгалтера, а из-за разных способов расчетов. Теперь такое нарушение с формально-юридической точки зрения является основанием для жесткого наказания — запрета на привлечение средств дольщиков.
Учитывая, что государственные органы будут обмениваться информацией в порядке межведомственного взаимодействия, застройщик узнает об этом последним. А ведь в более ранней редакции закон допускал недоимку в размере 25% от балансовой стоимости активов застройщика.
--Что вы предлагаете?
— Мы предлагаем, как вариант, допустить задолженность по налогам и сборам в размере, не превышающем одного процента от проектной стоимости объекта.
— Закон запрещает застройщику осуществлять строительство более чем по одному разрешению на строительство. Ваше мнение?
— Это опять про идеальную модель: «один застройщик — один земельный участок — один строящийся объект».
Учитывая российские реалии, мы предлагаем разрешить строительство и привлечение средств дольщиков по нескольким разрешениям в случаях, если строительство объектов предусмотрено:
- утвержденной документацией по планировке территории (одним или несколькими проектами планировки территории и/или межевания территории);
- принятыми в установленном порядке решениями о реализации масштабных инвестиционных проектов;
- договором о развитии застроенной территории;
- договором о комплексном освоении территории, в том числе в целях строительства жилья экономического класса или договорам аренды земельных участков для комплексного освоения в целях жилищного строительства;
- договором о комплексном развитии территории по инициативе правообладателей;
- договором о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления;
иным договором или соглашением, заключенными застройщиком с органом исполнительной власти или органом местного самоуправления.
— Как Вы отметили в предыдущем интервью, законодатель скоропалительно заменил требование к размеру уставного каптала двумя другими требованиями. Размер собственных средств застройщика должен составлять сумму не менее 10% от стоимости строительства. Кроме того, на дату направления проектной декларации в контролирующий орган на банковском счете застройщика должны быть денежные средств в размере не менее 10% от проектной стоимости строительства. Это лучше, чем было?
— Как говорится, хрен редьки не слаще. Как эти новые требования будут выполнять застройщики в российских регионах? Да и гарантируют ли они защиту прав дольщиков? Ответы на эти вопросы неочевидны.
Поэтому мы предлагаем снизить уровень этих требований до пяти процентов от проектной стоимости строительства.
— Что еще, по-вашему, может стать серьезным препятствием для застройщиков?
В законе есть два несогласованных между собой требования. Это ограничение расходов застройщика на оплату труда и иных расходов, которые включают (но не ограничиваются этим) расходы на рекламу, коммунальные услуги, услуги связи, затраты, связанные с арендой офиса, на услуги уполномоченного банка. Такие расходы застройщика не могут превышать десять процентов от проектной стоимости строительства.
С другой стороны, обязательства застройщика, не связанные с долевым строительством, не должны превышать одного процента от проектной стоимости строительства.
Но ведь очевидно, что расходы — это результат обязательств. Если обязательства не могут превышать одного процента, то откуда возьмутся расходы на десять? Учитывая опыт работы добросовестных застройщиков, мы считаем, что и обязательства, и расходы, прямо не связанные с оплатой по договорам строительного подряда, могут составлять сумму до двадцати процентов от проектной стоимости строительства.
— Законом установлен запрет на займы и ссуды. Вы считаете это правильным?
— Одна из причин появления обманутых дольщиков — недостаточное финансирование строительства. Даже у добросовестных застройщиков причины могут быть разные, например плохие продажи или проблемы с кредитованием.
Почему не разрешить компании-застройщику целевые займы и ссуды хотя бы от участников и акционеров? Это позволит обеспечить соблюдение сроков строительства, а значит, и защиту прав участников долевого строительства.
— Раньше можно было в цене договора участия в долевом строительстве выделять сумму на оплату услуг застройщика. Теперь это запрещено. Как относятся к этой новации застройщики?
— Причина такого изменения мне неизвестна. Возможно, его авторы считают, что оно направлено на защиту прав дольщиков. Мы в этом не уверены, и поэтому считаем, что следует допустить возможность определять цену ДДУ как сумму на возмещение затрат на строительство и денежных средств на оплату услуг застройщика.
— У девелоперских компаний возник вопрос о применении норм, введенных 218-ФЗ, к застройщикам, заключившим договоры, предусматривающие жилищное строительство, с органами исполнительной власти, местного самоуправления или государственными организациями до 30 июля 2017 года, то есть до введения в действие 218-ФЗ. Каким Вы видите решение этой проблемы?
— Для таких случаев мы предлагаем сделать исключение и не применять введенные 218-ФЗ нормы к застройщикам, заключившим договоры, предусматривающие жилищное строительство, с органами исполнительной власти, местного самоуправления или государственными организациями до 30 июля 2017 года.
В противном случае нас ждет волна невыполненных государственных и муниципальных контрактов.
— В развитие предложения Клуба инвесторов Москвы о применении немецкого опыта хочу спросить, какие рубежи Вы видите для поэтапного расходования средств дольщиков со счетов эксроу? Вряд ли у нас применимо, как в MaBV (постановление об обязанностях маклеров, кредитных брокеров, застройщиков и руководителей строительных работ — Ред.), в качестве этапа определить «плиточные работы в санузлах и кухне».
— Спасибо, что напомнили и мне и читателям портала про немецкий опыт. Действительно, ключевое наше предложение — разрешить застройщику поэтапно расходовать средства дольщиков со счета эскроу в уполномоченном банке. В качестве этапов такого расходования, как вариант, мы предлагаем следующее:

Этапы расходования застройщиком средств дольщиков со счета эскроу

Этап Размер поэтапного расходования (от цены ДДУ)
1Разрешение на строительство (авансирование)10 %
2Нулевой цикл 20 %
3Готовность 50 % каркаса здания 20 %
4Готовность 100 % каркаса здания 20 %
5Закрытие теплового контура здания10 %
6Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию 10 %
7Передача объекта долевого строительства участнику долевого строительства по акту приема-передачи 10 %


— Как Вы полагаете, на этот раз изменения законодательства о долевом строительстве не будут такими неожиданными для застройщиков, как это произошло с 218-ФЗ?
— То, что произошло летом 2017 года, напомнило мне бородатый анекдот. Армянское радио спросили, кто придумал перестройку: коммунисты или ученые? Армянское радио ответило «Конечно, коммунисты: ученые сначала три раза на собаках бы проверили».
Мы все надеемся на то, что теперь подход будет более взвешенным, а решения — обоснованными. В этом случае застройщики получат возможность вести жилищное строительство, не снижая его объемов, а граждане — приобретать квартиры по более доступным ценам.

Неожиданноеразвитие тема продолжающегося реформирования системы саморегулирования в строительстве получила в статье, опубликованной порталом «Все о саморегулировании»

Теория репутации для СРО

Если разобраться, то у СРО как общественной организации нет ничего, кроме названия и репутации. Компенсационные фонды – это собственность членов саморегулируемой организации. Самой СРО принадлежит только история взаимоотношений со своими членами и контрольными органами. Поэтому репутация – главный нематериальный ресурс саморегулируемой организации.

Энциклопедия трактует репутацию как общественное мнение, сложившееся о ком-либо, чем-либо на основании его качеств, достоинств, недостатков.

Для саморегулируемой организации репутация – это представление о качестве и эффективности деятельности организации, которое формируется в целевых аудиториях на основании знакомства с ее деятельностью, открытой опубликованной информацией, отзывами членов СРО. Репутация имеет внутреннюю и внешнюю составляющие. Давайте рассмотрим репутационные признаки.

Из чего состоит репутация СРО?


Фактически репутация саморегулируемой организации состоит из образа, составленного целевыми аудиториями из информации об организации по разделам:
1. Информационная открытость (транспарентность) СРО. Это, прежде всего, наличие на сайте организации всех сведений, обязательных для размещения саморегулируемыми организациями, а также своевременное их обновление. Отсутствие информации на сайте или несвоевременное ее обновление – это первый признак того, что СРО не заботится о своей репутации, либо хочет ввести в заблуждение, а, возможно, и не собирается долго работать.
2. Наличие в полном объеме компенсационных фондов на спецсчетах в уполномоченных Правительством РФ банках. Неполный компфонд – это гарантия исключения СРО из госреестра.
3. Наличие внутренних документов СРО, соответствующих нормам Градостроительного кодекса РФ.
4. Отсутствие нарушений законодательства в деятельности СРО, выявленных при проверках специалистами Ростехнадзора, НОСТРОЙ, НОПРИЗ.
5. Отсутствие задолженности по взносам в НОСТРОЙ, НОПРИЗ. Это косвенный показатель финансовой стабильности СРО.
6. Размер компенсационного фонда, подтвержденный выписками из банка. Чем больше сумма компфонда, тем устойчивей СРО при возникновении случая возмещения из средств компфонда.
7. Количество членов. От суммы членских взносов зависит бюджет организации, способность содержать аппарат высококвалифицированных специалистов, достаточный для выполнения всех функций СРО. Снижение количества членов ниже минимально допустимого является основанием для исключения СРО из госреестра. Поэтому приближение состава к минимально допустимым значениям увеличивает риск.
8. Отсутствие нарушений законодательства со стороны СРО по отношению к своим членам. На сайте СРО должна быть размещена информация о судебных исках.
9. Эффективность менеджмента. Квалификация персонала управления.
10. Опыт работы (год основания).
11. Известность СРО. Наличие публикаций о достижениях и инициативах СРО в СМИ.

Информационная открытость СРО


Требования к раскрытию информации саморегулируемой организацией содержатся в законах: статьи 55.9 и 55.17 Градостроительного Кодекса РФ, статья 7 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях». В случае если СРО не обеспечивает доступ к информации о своей деятельности и деятельности своих членов (п.6, ч.5, ст.55.2 ГрК РФ), то это является основанием для исключения сведений о такой СРО из госреестра.

Что означает информационная открытость (транспарентность) СРО


Саморегулируемая организация обеспечивает:
• Круглосуточный доступ к информации, размещенной СРО на сайте в соответствии с требованиями законодательства. Своевременно в нормативные сроки проводится ее обновление.
• Объективность и публичность процедур органов управления, специализированных органов, исполнительного органа, создаваемых при СРО комитетов и комиссий, рабочих групп.
• Работу системы оперативного рассмотрения обращений и жалоб на действия членов саморегулируемой организации, а также обращений членов СРО.
• Постоянную работу со СМИ, социальными сетями и форумами в сети Интернет.

Какая информация и в какие сроки должна размещаться на сайте СРО

1. Наименование СРО, регистрационный номер в госреестре, свидетельство о госрегистрации, адрес, телефон, эл. почта, ИНН, банковские реквизиты
2. Наименование, адрес, телефон органа надзора за СРО
3. Наименование, адрес (место нахождения) и номера контактных телефонов некоммерческих организаций, членом которых является СРО (Национальное СРО)
4. Структура, персональный состав, компетенция органов управления
5. Устав СРО
6. Реестр членов СРО
7. Список членов, прекративших свое членство в СРО и основания прекращения членства
8. Информация о размерах вступительного и регулярных членских взносов
9. Положение о компенсационном фонде возмещения вреда и о компенсационном фонде обеспечения договорных обязательств
10. Информация о составе и стоимости имущества компенсационных фондов саморегулируемой организации, а также информация о фактах осуществления выплат из компенсационных фондов
11. Положение о членстве в СРО
12. Протоколы Общего собрания
13. Протоколы коллегиального органа управления
14. Положение о порядке применения мер дисциплинарного воздействия в отношении членов СРО
15. План проверок членов СРО
16. Информация о результатах проведенных проверок деятельности членов саморегулируемой организации
17. Информация о годовой бухгалтерской отчетности СРО и результатах ее аудита
18. Положение о способах и порядке обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами
19. Положение о проведении саморегулируемой организацией анализа деятельности своих членов на основании информации, представляемой ими в форме отчетов, а также о порядке осуществления контроля над соблюдением членами саморегулируемой организации требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации
20. Положение о порядке обеспечения информационной открытости деятельности саморегулируемой организации и деятельности членов саморегулируемой организации
21. Положение о порядке размещения средств компенсационных фондов саморегулируемой организации в целях их сохранения и прироста, направления их размещения – инвестиционная декларация (при наличии).
22. Положение о страховании членами саморегулируемой организации риска гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, об условиях такого страхования (при наличии)
23. Информацию об исках и о заявлениях, поданных саморегулируемой организацией в суды, номера судебных дел
24. Информация о случаях привлечения членов саморегулируемой организации к ответственности за нарушение требований законодательства Российской Федерации в части осуществления предпринимательской или профессиональной деятельности, стандартов и правил саморегулируемой организации (при наличии)
Срок размещения информации: п.6,7 - В день принятия решения о приеме/ исключении члена СРО; п.10 - в течение 5 рабочих дней с начала очередного квартала; остальные пункты - в течение трех дней со дня получения или изменения информации.

Необходимо учесть, что в соответствии с п.6.3, 6.4 СТО НОСТРОЙ 5.6-2018 «Обеспечение информационной открытости деятельности саморегулируемой организации», при необходимости проведения плановых технических работ, в ходе которых доступ пользователей к документам и информации, подлежащим обязательному размещению на официальном сайте СРО, будет невозможен, уведомление об этом должно быть размещено на главной веб-странице официального сайта саморегулируемой организации не менее чем за сутки до начала работ. Суммарная длительность перерывов в работе официального сайта саморегулируемой организации при проведении технических работ не должна превышать 4 часов в месяц (за исключением перерывов, связанных с обстоятельствами непреодолимой силы).
В случае возникновения технических неполадок, ошибок программного обеспечения или иных проблем, влекущих невозможность доступа пользователей к официальному сайту саморегулируемой организации или к его отдельным страницам, в срок, не превышающий 6 часов с момента возобновления доступа, на официальном сайте саморегулируемой организации должно быть размещено объявление с указанием причины, даты и времени прекращения доступа, а также даты и времени возобновления доступа к документам и информации.

Пока СТО НОСТРОЙ носит рекомендательный характер.
Бенджамин Франклин считал: «Нужно много хороших поступков, чтобы построить хорошую репутацию, и только один плохой, чтобы ее потерять». Следует отметить, что оценка репутации СРО – это единственный способ минимизации рисков при выборе компанией или ИП саморегулируемой организации.


Добавлено: 2018-01-16 11:58:36 Мск